Тематический план

  • Общая информация о курсе

    На данном ресурсе, который создан в рамках программы "От пробы в профессию. Воспитатель" вы сможете познакомиться с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Проверить свои знания по возрастной психологии. 

    Так же этот курс может являться модулем в любой профориентационной программе, где необходимо знать особенности развития детей дошкольного возраста.

    Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.   Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.  

    Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.


    Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

    Это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребёнка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребёнок активно познает мир.
    В его рамках выделяют три периода: 
    • младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет
    • средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет
    • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет
    • В данном разделе вы сможете оставить свой вопрос по теме. Также возможно организовать обсуждение по какому - нибудь интересующему вопросу в рамках изучаемой темы.

    • Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра (с созданием воображаемой ситуации)  

      Социальная ситуация развития - ребенок - общественный взрослый (выход за пределы семьи, появляется другой взрослый: врач, воспитатель, мама друга и т.д.)
      Психологическое новообразование - внутренняя позиция школьника и соподчинение желаний и мотивов (подключается волевой компонент НАДО и формируется связка ХОЧУ-МОГУ-НАДО)

    • Посмотрите презентацию воспитателя Щербатых Татьяны  Геннадьевны "Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста"  (взято из сети Интернет)

  • Тема 1. Младший дошкольный возраст

    Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. 

    Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. 

    Возрастные кризисы – закономерный этап в личностном развитии, и в дошкольном детстве они неминуемы. 

    Психические новообразования — те качественно новые ресурсы, которые складываются в результате проживания кризиса. Чтобы развитие ребенка продвигалось, новые ресурсы крайне необходимы.

    Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.


    Страницы: 6 Интерактивный контент: 3
  • Тема 2. Средний дошкольный возраст


    Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. 

    Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. 

    Возросли их физические возможности, движения  стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении.

    Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

    Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

    — завершение в основном процесса формирования активной речи

    — выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.




    Страницы: 5 Интерактивный контент: 1 Файл: 1
  • Тема 3. Старший дошкольный возраст


    Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. 

    Последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это — произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

    Старший дошкольный возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.

    Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др. Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

    Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.

    Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

    Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия.

    90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.



    Интерактивный контент: 1 Страницы: 5
  • Итоговый тест

    Тест: 1
  • Тема 6

  • Тема 7

  • Тема 8

  • Тема 9

  • Тема 10

  • Тема 11

  • Тема 12