Тематический план

  • Общая информация о курсе

    На данном ресурсе, который создан в рамках программы "От пробы в профессию. Воспитатель" вы сможете познакомиться с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Проверить свои знания по возрастной психологии. 

    Так же этот курс может являться модулем в любой профориентационной программе, где необходимо знать особенности развития детей дошкольного возраста.

    Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.   Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.  

    Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.


    Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

    Это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребёнка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребёнок активно познает мир.
    В его рамках выделяют три периода: 
    • младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет
    • средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет
    • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет
    • В данном разделе вы сможете оставить свой вопрос по теме. Также возможно организовать обсуждение по какому - нибудь интересующему вопросу в рамках изучаемой темы.

    • Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра (с созданием воображаемой ситуации)  

      Социальная ситуация развития - ребенок - общественный взрослый (выход за пределы семьи, появляется другой взрослый: врач, воспитатель, мама друга и т.д.)
      Психологическое новообразование - внутренняя позиция школьника и соподчинение желаний и мотивов (подключается волевой компонент НАДО и формируется связка ХОЧУ-МОГУ-НАДО)

    • Посмотрите презентацию воспитателя Щербатых Татьяны  Геннадьевны "Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста"  (взято из сети Интернет)


  • Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. 

    Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. 

    Возросли их физические возможности, движения  стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении.

    Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

    Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

    — завершение в основном процесса формирования активной речи

    — выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.




    • Посмотрите видео презентацию про возрастные особенности детей данного возраста и что к этому возрасту должны знать и уметь дошкольники. Внутри темы важные факты данного возраста.





    • Ключевыми задачами воспитателя при организации образовательной деятельности являются:

      • наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;
      • творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;
      • широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;
      • вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);
      • исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;
      • внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.



    • В данном разделе предлагается файл с различными развивающими играми для детей 4-5 лет, которые проводятся с детьми в детском саду.

      Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

      Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении.

      Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой.

    • Выполни упражнение и размести по графам верные и неверные факты относительно возрастного периода детей 4-5 лет. 

    • Пройдите короткий опрос по теме