Тематический план

  • Общая информация о курсе

    На данном ресурсе, который создан в рамках программы "От пробы в профессию. Воспитатель" вы сможете познакомиться с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Проверить свои знания по возрастной психологии. 

    Так же этот курс может являться модулем в любой профориентационной программе, где необходимо знать особенности развития детей дошкольного возраста.

    Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.   Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.  

    Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.


    Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

    Это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребёнка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребёнок активно познает мир.
    В его рамках выделяют три периода: 
    • младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет
    • средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет
    • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет
    • В данном разделе вы сможете оставить свой вопрос по теме. Также возможно организовать обсуждение по какому - нибудь интересующему вопросу в рамках изучаемой темы.

    • Ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра (с созданием воображаемой ситуации)  

      Социальная ситуация развития - ребенок - общественный взрослый (выход за пределы семьи, появляется другой взрослый: врач, воспитатель, мама друга и т.д.)
      Психологическое новообразование - внутренняя позиция школьника и соподчинение желаний и мотивов (подключается волевой компонент НАДО и формируется связка ХОЧУ-МОГУ-НАДО)

    • Посмотрите презентацию воспитателя Щербатых Татьяны  Геннадьевны "Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста"  (взято из сети Интернет)


  • Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. 

    Последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это — произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

    Старший дошкольный возраст является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.

    Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др. Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

    Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.

    Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

    Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия.

    90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.



    • Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.

      Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

      В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.



    • В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

      У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь



    • Процесс развития ребенка во многом уникален. Каждый период развития характеризуется определенным ведущим видом деятельности, в процессе которой происходит качественное изменение психики, формируются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Поступление в школу является переломным моментом в жизни дошкольника: игра как ведущая деятельность уступает место учебной, успешность которой зависит от уровня сформированности предпосылок к данному виду деятельности (общеучебных умений и навыков, учебной мотивации и произвольности поведения).

      Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно сформировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как форму наиболее целесообразную и руководимую педагогом.


    • Ответьте на вопросы  викторины, выбрав правильный вариант ответа

    • Пройдите короткий опрос по теме