Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определенной системе и последовательности.
По целям и задачам различают занятия:
· Обучающие;
· Развивающие;
· Закрепляющие;
· Диагностические;
· Обобщающие.
По сюжетно – тематическому оформлению:
· Занятие – путешествие (например, сказочное путешествие в страну знаний);
· Занятие экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ, экспериментируют с водой, бумагой, тканью);
· Занятие – проектирование решения проблемы (дети совместно со взрослыми проводят исследования для получения новых знаний);
· Занятие – экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки, природных объектов);
· Занятие – дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);
· Занятие – развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);
· Занятие – посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками);
· Занятие – посещение гостей;
· Занятие – сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом знакомой сказки);
· Занятие – беседа (познавательная беседа). В ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания. Основным содержанием является рассказ педагога. Занятие требует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, иллюстраций, видеоматериалов. Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение, закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению, систематизации накопленных впечатлений);
· Занятие – конкурс («КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»);
· Занятие – викторина (все задания, как правило, объединены одной общей темой).
Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них необходимо вводить элементы проблемного изложения учебного материала, организовывать коллективный или индивидуальный поиск, экспериментальную деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности у детей. Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.